Воспоминание о путешествии в Тобольск

С весёлым сердцем, со светлой радостью в душе мы посетили на днях славный град Тобольск. Отправились в воскресенье, сразу после литургии, помолившись в нашем уникальном школьном детском храме. Снежные поля, леса и перелески, быстро сменяющие друг друга за окном, наводили на мысль о скором прибытии в конечный пункт. Да мы и не скучали, путешествовали с  песнями, с играми, с лёгким перекусом в пути.На одной из остановок повидали серебристо-рыжую красавицу леса лису, огромного кабана, и медведя Умку, который ел всё: конфеты, печенье, два куска пиццы, которые я ему скормила через прутья клетки.  Такой вот маленький зоопарк,  по дороге в Тобольск, порадовал нас в пути.

Мелькающие за окном высокие ели, мост через широкую реку Иртыш, и вот мы в Тобольске. Тобольск – сказочный город. И не только потому, что здесь жил и работал великий русский сказочник Пётр Ершов, и не только потому, что неподалёку от кремля прямо на улице разлёгся ершовский чудо-юдо рыба кит, на котором все рады были сфотографироваться. Тобольск это гора и подгорье. Спустишься с холма – вот тебе храм, поднимешься на гору – вот тебе монастырь, совсем как у Гвидона – «Блещут маковки церквей и святых монастырей» — чем не сказка! Впрочем, сказку эту мы больше наблюдали из окна автобуса. Прибыли мы к вечеру, и  пока певчих нашего хора регистрировала как участников фестиваля Шаталова Наталья Сергеевна, мы успели побегать меж берёз на площади, поиграть в снежки и полюбоваться на кремль в окружении света вечерних фонарей.

А затем девчат «обрадовали» — будете жить в нижнем городе! «Ну вот», сникли старшие, бывалые путешественники: «Там скучно, пусто и внутренности животных, заспиртованные в банках, стоят…» Но нам старинное здание (более ста лет ему)  бывшего сельскохозяйственного колледжа понравилось. Не пять звёзд, конечно, но для паломников в самый раз. И просторно, стены — шесть метров, двери – пять, полукружья арок… Ночевать было интересно. А таинственное содержимое разведали на следующий день — это в кабинете будущих зоологов ветеринаров сохранились учебные экспонаты. Там даже скелет лошади в полный рост есть, ну бычок в спирту в аквариуме плавает – ничего страшного. Познавательно.

Утром со свежими силами мы отправились на гору, близ Тобольского кремля, сначала на экскурсию в иконописную школу. Ох, как там интересно! Приветливая иконописания, по совместительству экскурсовод, показала нам как,  чем и на чём пишут старинные иконы, да как реставрируют. Дала нам поводить курантом на стекле по смолотой из камня краске, потрогать гладкий готовый левкас на доске под икону. Показала и рассказала, как пишут фрески. Позволила взять на память книги и маленькие иконки с журнального столика (больше там ничего не лежит). А ещё рассказала про косторезное искусство, показала кости разных животных и заодно живых тушканчиков на подоконнике, они живут как раз напротив стенда с костями.  Показала старинную одежду и сундучки, в которых она хранилась. Мы бы ещё остались, так много там всего интересного, но надо было уже идти на прослушивание.

Пришли мы вовремя, отрепетировали, отдохнули, выступили – все на одном дыхании. И многие из девчат младшего хора заметили, что когда пели «Аксион эстин» одна из женщин,  сидящих в жюри, прослезилась. Ну, дай Бог, искусство затем и нужно, чтобы трогать человеческие сердца:«Все ли их песни трогают сердце, Душу приводят в восторг?» (Карамзин. К Дмитриеву).

Оставив такую возможность для старшего хора, мы отправились в главный храм Тобольска  Софийско-Успенский собор. Помолились, приложились к мощам свт. Гермогена,  епископа Тобольского, свт. Варлаама и свт. Антония. Поставили свечи. Рассмотрели детали старинного убранства в рамке за стеклом. И успели вернуться к началу выступления старшего хора, так что имели возможность побывать в зале среди зрителей во время их выступления.  Нам понравилось.

На улице уже было темно, когда мы сели в автобус, впереди был недолгий путь домой с песнями, мультфильмами из серии «Смешарики» и лёгким дорожным сном. А в сердце оставался Тобольск.

Очевидец событий Наталия Н. «со товарищи» — младшим хором «Бисер».